ПРИОРИТЕТЫ МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ПО МНЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА)

Бабенко А.И., Дорофеев С.Б., Бабенко Е.А.

Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний, г. Новокузнецк, Россия,
ГАУЗ НО «Городская клиническая поликлиника № 1»,
г. Новосибирск, Россия 

ПРИОРИТЕТЫ МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ПО МНЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА) 

Цель исследования – определение приоритетных мер по формированию здорового образа жизни населения с точки зрения руководителей здравоохранения.
По материалам социологического опроса 288 представителей администрации медицинских учреждений и страховых медицинских организаций было изучено их мнение относительно распределения полномочий, ответственности между государством, населением, работодателями, здравоохранением.

Результаты.
Установлено, что приоритетными мерами, способствующими формированию здорового образа жизни населения, по мнению 72,9 % респондентов, будет государственная поддержка, в том числе на законодательном уровне (68,4 %), а также повышение доступности спортивно-оздоровительных комплексов (27,1 %) и личная инициатива граждан (29,9 %). Реализация мер должна осуществляться в рамках региональных программ с созданием координационного совета при администрации территорий. Оплату услуг по поддержанию здорового образа жизни целесообразно осуществлять за счет программ ОМС, средств бюджета территорий и работодателей (на что указали соответственно 45,1 %; 36,1 % и 21,5 % опрошенных) с обеспечением финансирования через ФОМС, центры здоровья и территориальные поликлиники. Контроль соблюдения здорового образа жизни гражданами могут осуществлять врачи территориальных поликлиник и центров здоровья, а также привлеченные специальные врачи-кураторы.
Заключение
. Проведенное исследование позволило определить стратегию и оценить значимость мер по формированию здорового образа жизни с точки зрения руководителей здравоохранения.

Ключевые слова: формирование здорового образа жизни; социологическая оценка; учреждения здравоохранения 

Babenko A.I., Dorofeev S.B., Babenko Е.A.

Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk, Russia,
City Clinical Polyclinic N 1, Novosibirsk, Russia

PRIORITY MEASURES ON THE FORMATION OF THE HEALTHY LIFESTYLE OF THE POPULATION ACCORDING TO HEADS OF HEALTHCARE (SOCIOLOGICAL ASSESSMENT)

Research objective – definition of priority measures on the formation of a healthy lifestyle of the population from the point of view of heads of healthcare.
On the materials of sociological poll of 288 representatives of administration of medical institutions and medical insurance companies their opinion on the distribution of powers, responsibility between the state, the population, employers, and healthcare was studied.

Results.
It is established that the state support, including at the legislative level (68.4 %) and also increase in the availability of sports and health complexes (27.1 %) and a personal initiative of citizens (29.9 %) will be the priority measures promoting the formation of a healthy lifestyle of the population, according to 72.9 % of the respondents. Implementation of the measures has to be enabled within regional programs with the creation of coordination board at administration of territories. It is expedient to carry out fee on maintaining of a healthy lifestyle at the expense of the Compulsory Health Insurance programs, budget funds of territories and employers (what pointed respectively 45.1 %; 36.1 % and 21.5 % of the respondents) with ensuring financing through Compulsory Health Insurance Fund, the centers of health and territorial polyclinics. Doctors of territorial polyclinics and the centers of health and also the involved special supervising physicians can exercise control of keeping of a healthy lifestyle by citizens.
Conclusion
. The conducted research allowed to define the strategy and to estimate the importance of measures for the formation of a healthy lifestyle, from the point of view of heads of healthcare.

Key words: formation of a healthy lifestyle; sociological assessment; healthcare institutions 

Корреспонденцию адресовать:

БАБЕНКО Анатолий Иванович
630117, г
. Новосибирск, ул. Академика Тимакова, д. 2, ФГБНУ «НИИ КПГПЗ»

Тел: 8 (3833) 33-55-94
E-mail: bai@centercem.ru

Сведения об авторах:

БАБЕНКО Анатолий Иванович
доктор мед. наук, профессор, зав. лабораторией стратегического планирования в здравоохранении, ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», г. Новокузнецк, Россия
E-mail: bai@centercem.ru

ДОРОФЕЕВ Сергей Борисович
канд. мед. наук, главный врач, ГАУЗ НО «ГКП № 1», г. Новосибирск, Россия

БАБЕНКО Евгений Анатольевич
канд. мед. наук, ст. науч. сотрудник, лаборатория стратегического планирования в здравоохранении, ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», г. Новокузнецк, Россия 

Information about authors:

BABENKO Anatoly Ivanovich
doctor of medical sciences, professor, the head of the laboratory for strategic planning in healthcare,
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk, Russia
E-mail: bai@centercem.ru

DOROFEEV Sergey Borisovich
candidate of medical sciences, chief physician, City Clinical Polyclinic N 1, Novosibirsk, Russia

BABENKO Evgeny Anatolyevich
candidate of medical sciences, the senior researcher of the laboratory for strategic planning in healthcare,
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk, Russia
 

Стратегия охраны здоровья населения в РФ предусматривает привлечение широких масс населения к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ). На данном этапе развития общества, в сложившейся социально-экономической ситуации формирование здорового образа жизни у населения будет определяться эффективностью взаимодействия всех структур общества: государство, население, работодатели, здравоохранение и т.д. Это должно стать, как считает Н.И. Белова [1], необъемлемой частью сферы взаимных интересов и взаимной ответственности.
Мировой опыт реализации национальных стратегий по вопросам ЗОЖ свидетельствует об эффективности комплексного подхода. Разрабатываются проекты, программы, объединяющие усилия различных организаций по отдельным аспектам ЗОЖ. Как отмечают А.М. Калинин и Н.А. Хоркина [2], на уровне государства, как правило, реализуются пакеты из отдельных узконаправленных целевых программ, а на региональном и местном уровнях более предпочтительно комплексное решение проблемы. При этом важны не только общие государственные меры и личная инициатива граждан, но и экономическое стимулирование, в частности работодателями, приобщения к ЗОЖ [3, 4]. Не следует исключать возможности включения в программы добровольного медицинского страхования услуг по поддержанию ЗОЖ, где можно применять не только депозитную форму страхования, но и рисковую [5].

При анализе существующего подхода к формированию проектов и программ можно констатировать, что оптимальным является подход, при котором деятельность государства ограничивается общим характером мер (законодательные меры, запреты, льготы, стимулирование), а также предоставлением финансирования узкоспециализированных программ регионального и местного уровня, общественных организаций и отдельных компаний. При этом важно отметить, что разработка и реализация проектов по формированию ЗОЖ, сознательного отношения граждан к своему здоровью должны стать неотъемлемой частью социальной политики государства.

Исходя из этого, был разработан и утвержден Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где четко закреплена значимость профилактических мероприятий по охране здоровья граждан. Впоследствии для совершенствования деятельности медицинских организаций по вопросам медицинской профилактики, формированию ЗОЖ был издан Приказ МЗ РФ от 30.09.2015 № 683н, где подробно рассматривается порядок организации и деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья, центров медицинской профилактики [6].

В последние годы во многих регионах РФ был сформирован целый комплекс оздоровительных программ по привлечению населения к здоровому образу жизни с участием специалистов различного профиля: здравоохранения, образования, физической культуры и др., где ведущую роль стали играть организованные Центры здоровья (медицинской профилактики). Однако проведенный анализ реализации проектов и деятельности центров здоровья, в частности в г. Москве, свидетельствует о слабой заинтересованности государства в решении проблем формирования здорового образа жизни [1]. Это во многом связано с проблемой распределения полномочий, ответственности и т.п. между всеми субъектами системы. Отсутствие четкого взаимопонимания подтверждается результатами целого ряда социологических исследований по изучению мнения населения, пациентов и врачей относительно проблем формирования здорового образа жизни [7-14]. В этой связи важно определить, какие элементы мотивации и стимулирования должны формироваться государством на федеральном, региональном, местном уровнях; как они должны быть обеспечены законодательно; какова роль администрации предприятий, организаций по месту работы и учебы населения; насколько важна деятельность медицинских учреждений, страховых компаний и личная инициатива граждан; каким образом необходимо скоординировать деятельность всех участников системы, в том числе по оплате услуг, информационному обеспечению, оценке и контролю соблюдения ЗОЖ населением.
Прежде чем принимать важнейшиестратегические решения, важно знать мнение всех субъектов системы по формированию и поддержанию ЗОЖ у населения. Организационные аспекты формирования ЗОЖ на уровне взаимодействия «здравоохранение – население» осуществляют администрации медицинских учреждений и страховых медицинских организаций. В этой связи нами был проведен социологический опрос представителей этих организаций в г. Новосибирске.

Цель исследования
– определение приоритетных мер по формированию ЗОЖ населения с точки зрения руководителей здравоохранения. 

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

По специально разработанной анкете был проведен опрос представителей администрации медицинских учреждений и страховых медицинских организаций. Анкеты включали 12 основных вопросов, касающихся выбора приоритетных мер государственного и регионального уровней, экономических, организационных, информационных, мотивационных, самосохранительных и т.д. по формированию здорового образа жизни у населения. В анкетировании приняли участие 288 респондентов, среди которых 78,8 % составили административные работники поликлиник, 21,2 % приходилось на сотрудников фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и 3,5 % – на представителей отдельных страховых медицинских компаний. Администрацию прочих медицинских учреждений представляли 1,4 % респондентов.
Среди данной категории работников 38,2 % являлись главными врачами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), директорами страховых организаций и их заместителями. Начальников медицинских отделов и служб было 17,5 % среди опрошенных. На специалистов и консультантов по медицинским вопросам приходилось 33,0 % опрошенных. Наименьшую долю (11,3 %) респондентов составили специалисты немедицинского профиля (бухгалтеры, экономисты, инженеры-программисты, кадровики).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Формированию ЗОЖ у населения, по мнению опрошенного контингента, прежде всего способствует существующий комплекс государственных мер, в том числе разработка специальных федеральных законов (на это указали 72,9 % респондентов). На личную инициативу граждан обратили внимание только 29,9 % опрошенных руководителей. Это может свидетельствовать о том, что представители административных органов здравоохранения более привержены решению проблем на государственном уровне, чем расчету на личную активность населения в этом вопросе. Деятельность местных органов власти получила положительную оценку только у 6,6 %. Также низкую значимость, по мнению опрошенных, имеют меры по поддержанию ЗОЖ по месту работы и учебы (10,4 %), система медицинского страхования (10,1 %), деятельность медицинских учреждений (9,4 %), советы родственников, друзей и знакомых (2,4 %).
Однако можно предположить неоднозначное мнение представителей администрации ЛПУ (1 группа) и страховых медицинских организаций (2 группа), так как они выполняют несколько разные функции в организации медицинской помощи населению.

Сравнительная оценка мнения этих двух групп респондентов (табл.) показала, что руководители медицинских учреждений в большей мере ориентированы на государственные меры, включающие реализацию федеральных законов (85,2 % опрошенных), нежели представители страховых организаций (26,3 %; t = 9,6; p < 0,05). В свою очередь, страховщики в значительной степени полагаются на личную инициативу граждан (72,1 %), в отличие от мнения представителей администрации ЛПУ (17,5 %; t = 8,7; p < 0,05). По остальным мерам существенного различия в мнениях данных групп респондентов не отмечено.

Таблица. Сравнительная оценка мнения двух групп представителей администраций здравоохранения о мерах, способствующих формированию и поддержанию здорового образа жизни у населения (количество положительных ответов в среднем на 100 опрошенных)
Table. Comparative assessment of the opinion of two groups of the representatives of administrations of healthcare on the measures promoting the formation and maintenance of a healthy lifestyle in the population (the number of positive answers on average per 100 respondents)
 

Меры

Администрация

Статистическая оценка

Медицинские организации

Страховые организации

t

p

Государственные, в т.ч. федеральные законы

85,2

26,3

9,6

< 0,05

Деятельность местных органов

7,2

4,9

0,7

> 0,05

Условия по месту работы, учебы

8,5

18,0

1,8

> 0,05

Система медицинского страхования

10,3

9,8

0,1

> 0,05

Деятельность медицинских учреждений

9,9

6,6

0,9

> 0,05

Советы и помощь родственников, друзей и знакомых

2,2

3,3

0,4

> 0,05

Личная инициатива граждан

17,5

72,1

8,7

< 0,05

Таким образом, в вопросах формирования ЗОЖ у населения представители администраций учреждений здравоохранения ориентированы на государственные и законодательные меры, что определяет деятельность работодателей, местных органов власти, здравоохранения, а представители страховых медицинских организаций обращают внимание на личную заинтересованность граждан.
В определенной степени это можно объяснить тем, что медицинские учреждения нацелены на реализацию медицинских услуг, в том числе профилактических и оздоровительных. Это предопределяет необходимость соответствующего государственного регулирования и законодательного обеспечения. В свою очередь, страховые медицинские организации должны оплачивать этот комплекс услуг, а соблюдение гражданами ЗОЖ может снизить расходную часть финансирования на лечение и реабилитацию в большей степени, чем оплата услуг по поддержанию ЗОЖ.

Среди государственных мер наиболее эффективными считаются законодательные меры, на что указали 68,4 % респондентов. Повышение доступности спортивно-оздоровительных комплексов будет эффективным по мнению 27,1 % опрошенных. Только 18,3 % руководителей здравоохранения считают эффективными меры экономического стимулирования работодателей, 14,6 % рассчитывают на эффективность рекламы и пропаганды ЗОЖ в средствах массовой информации (СМИ), 12,8 % – на совершенствование деятельности медицинских организаций, 2,8 % – на ценовую политику по продажам табака, алкоголя, продуктов питания. Таким образом, представители администраций ЛПУ, страховых организаций в большей степени ожидают эффекта от законодательных мер и поддержки государством приобщения населения к физкультурно-оздоровительному движению. Малые надежды они возлагают на стимулирование работодателей, рекламную деятельность СМИ, работу медицинских организаций и, особенно, ценовую политику.

На местном, региональном уровнях эффективной может быть реализация специальных программ по ЗОЖ. Это отметили 50,3 % респондентов. Значительное количество (42,4 %) опрошенных руководителей здравоохранения считает необходимым усиление деятельности местных органов власти по расширению доступности спортивно-оздоровительных учреждений, а 28,5 % – проведение политики в регионе по поддержанию ЗОЖ. В то же время такие меры, как организация массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, проведение антитабачных, антиалкогольных кампаний, обеспечение грантовой поддержки инициатив общественных организаций и предприятий являются малозначимыми. Они получили положительную оценку только у 9,7 %; 5,9 % и 5,9 % респондентов, соответственно. Таким образом, деятельность местных органов будет иметь положительный эффект при реализации специальных программ по ЗОЖ и при обеспечении доступности широким массам спортивно-оздоровительных учреждений.

Для реализации мер по ЗОЖ 49,0 % руководителей здравоохранения поддерживают создание координационного совета при администрациях территорий с привлечением специалистов из различных организаций. 21,9 % считают важным назначение ответственных лиц в администрации, 17,4 % – создание специальных комиссий из представителей разных подразделений администрации, а 5,9 % – создание профильной дирекции. Таким образом, респонденты считают, что реально создать координационный совет при администрации территории с привлечением различных специалистов для выработки соответствующих решений.

Среди условий, которые могут дать эффект по поддержанию ЗОЖ у работников предприятий и учащейся молодежи, 74,4 % руководителей здравоохранения на первый план выдвигают организацию профилактических медицинских осмотров, диспансеризацию. Создание возможности посещения спортивно-оздоровительных центров поддерживают 54,1 % респондентов, 31,9 % предполагают развертывание кабинетов психологической разгрузки, 30,2 % – организацию здорового питания, 11,8 % – обеспечение поддержки сотрудников при отказе от курения и потребления алкоголя. Таким образом, представители администрации медицинских учреждений и страховых организаций считают, что главной задачей руководства предприятий и учебных заведений является организация профилактических медицинских осмотров и обеспечение своих сотрудников возможностью заниматься в спортивно-оздоровительных центрах, кабинетах психологической разгрузки.

Важным вопросом поддержания ЗОЖ у населения служит финансовая составляющая. Опрошенные руководители здравоохранения (45,5 %) предлагают использовать средства ФОМС для оплаты услуг подобного рода в рамках специальных программ ОМС, 36,1 % указывают на необходимость привлечения бюджетных средств территории, а 21,5 % – средств работодателей. Незначительное количество положительных ответов было получено относительно таких источников оплаты услуг по ЗОЖ, как льготы для определенных категорий граждан (9,0 %), из личных средств граждан (7,3 %), ДМС (по рисковой системе 3,4 % и в виде депозитного вклада 1,0 %). Соответственно, прохождение финансовых потоков на оплату услуг 38,2 % респондентов считают целесообразным через ФОМС. 29,9 % высказались за финансирование через центры здоровья и центры медицинской профилактики, а 20,1 % – через территориальные поликлиники. Страховым медицинским компаниям и администрациям территорий опрошенные специалисты отводят малую роль в этом вопросе (соответственно отметили 11,5 % и 9,0 %).

Таким образом, большинство руководителей медицинских учреждений и страховых организаций считают, что оплата услуг по поддержанию ЗОЖ у населения должна осуществляться за счет программ ОМС, средств бюджета территорий и работодателей, и реализовываться через ФОМС, центры здоровья и территориальные поликлиники.

Действенность мер по формированию ЗОЖ у населения во многом зависит от информированности его в данных вопросах. Это подтверждается и результатами опроса руководителей здравоохранения, среди которых 65,3 % считают необходимым и обязательным систематически предоставлять информацию населению о состоянии здоровья, проблемах и путях их решения. Остальная часть опрошенных высказывалась за информирование только по общим вопросам (16,7 %) или по мере необходимости (15,3 %), а 2,7 % не видят такой потребности и указывают, что это малоинтересно основной массе населения и может привести к социальному напряжению в обществе.

Важность информационной работы с населением отразилась в ответах респондентов относительно реализации информационных технологий. Так, 62,5 % отдают предпочтение выступлениям специалистов по проблемам здоровья и ЗОЖ с докладами по радио и на телевидении и обсуждению этих вопросов с населением. При этом 18,4 % считают необходимыми выступления руководителей предприятий, фирм, организаций, 11,8 % – руководителей здравоохранения, 10,1 % – глав администрации территорий. Немалое количество респондентов (24,0 %) отводят определенную роль интернет-форумам, где возможно обсуждение данных проблем, а также представление материалов на интернет-сайтах медицинских учреждений (12,8 %). Только 8,7 % опрошенных руководителей здравоохранения видят положительный эффект от публикаций представителей медицинских учреждений в периодической печати. Вероятно, это связано с меньшим охватом населения и малой восприимчивостью его к печатным текстам.

Оценку и контроль соблюдения ЗОЖ в большей степени респонденты склонны доверить специалистам территориальных поликлиник (38,2 %) и специалистам центров здоровья, медицинской профилактики (35,1 %). В определенной степени это могли бы взять на себя врачи и специалисты страховых медицинских организаций (18,4 %), а также специальные врачи-кураторы ЗОЖ (13,9 %). Это отражает сложившийся стереотип доверия к лечащим врачам, а предмет деятельности специалистов страховых медицинских компаний и особенно врачей-кураторов ЗОЖ пока не просматривается. Однако было отмечено значительное различие в мнениях руководителей ЛПУ и страховщиков. Так, представители администрации медицинских учреждений считают, что оценка и контроль соблюдения ЗОЖ населением должны осуществляться специалистами территориальных поликлиник (41,7 %), центров медицинской профилактики (32,7 %) и врачами страховых медицинских компаний (22,4 %). В свою очередь, представители страховых организаций в большей мере полагают, что это должны делать сотрудники центров медицинской профилактики (44,3 %) и специальные врачи-кураторы ЗОЖ (31,1 %). Таким образом, администраторы ЛПУ придерживаются сложившейся системы взаимодействия врачей и населения по вопросам ЗОЖ, а страховщики не исключают возможности контроля со стороны специальных врачей-кураторов.

В заключение руководители ЛПУ и страховых медицинских организаций дали свои предложения по совершенствованию организации формирования ЗОЖ. Откликнулись на этот вопрос 36,8 % опрошенных. Всего ими было подано 106 предложений, среди которых 44,7 % направлены на совершенствование государственной политики по ЗОЖ и выработку соответствующих законодательных мер. За повышение заинтересованности граждан в этих вопросах высказались 20,4 % респондентов, а работодателей – 19,4 %. Остальные предложения касались отдельных элементов образа жизни, что в целом отражает характер ответов на вопросы анкеты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов:
       приоритетными мерами, способствующими формированию ЗОЖ у населения, будет государственная поддержка, в том числе на законодательном уровне, а также повышение доступности спортивно-оздоровительных комплексов и личная инициатива граждан;

       реализация мер должна осуществляться в рамках региональных программ, для обеспечения которых целесообразно формировать координационные советы при администрациях территорий с привлечением специалистов из различных организаций;

       по месту работы и учебы наиболее эффективны будут организация профилактических медицинских осмотров и обеспечение работникам и учащимся возможности занятий в спортивно-оздоровительных центрах, кабинетах психологической разгрузки;

       оплату услуг по поддержанию ЗОЖ целесообразно осуществлять за счет программ ОМС, средств бюджета территорий и работодателей с обеспечением финансирования через ФОМС, центры здоровья и территориальные поликлиники;

       необходимо систематически информировать население о проблемах здоровья и путях их решения, отдавая предпочтение выступлениям специалистов и обсуждению вопросов ЗОЖ по радио и на телевидении;

       оценка и контроль соблюдения ЗОЖ гражданами могут осуществлять врачи территориальных поликлиник и центров здоровья, также не исключена возможность привлечения для этого специальных врачей-кураторов.

Проведенное исследование позволило определить приоритеты мер по формированию здорового образа жизни у населения с точки зрения руководителей медицинских учреждений и страховых медицинских организаций при разработке стратегии здравоохранения по вопросам профилактики заболеваний.

Информация о финансировании и конфликте интересов

Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

1.   Belova NI. The formation of healthy lifestyle of the population in the framework of the institute of public health: condition, controversies, problems. RSUH/RGGU Bulletin. Series: Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2013; (2): 80-86. Russian (Белова Н.И. Формирование здорового образа жизни населения в рамках института здравоохранения: состояние, противоречия, проблемы //Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2013. № 2. С. 80-86)
2.
   Khorkina NA, Kalinin AM. National programs on stimulation of a healthy way of life. National Interests: Priorities and Security. 2012; 8(8): 53-59. Russian (Хоркина Н.А., Калинин А.М. Национальные программы по стимулированию здорового образа жизни //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. Т. 8, № 8. С. 53-59)
3.
   Kasayeva TV. Management of library stocks (Parliamentary library), the State Duma Committee on health protection. Inducing of a healthy lifestyle on the basis of public and private partnership. In: Bibliographic dossier «About the formation of a system of social and economic motivation (financial motivation) of citizens of the Russian Federation on maintaining a healthy lifestyle, preservation and strengthening of their health and employers on strengthening of health of workers». Moscow, 2014. P. 11-13. Russian (Касаева Т.В. Стимулирование здорового образа жизни на основе частно-государственного партнерства /Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека), Комитет Государственной Думы по охране здоровья //Библиодосье «О формировании системы социально-экономической мотивации (финансового мотивирования) граждан РФ по ведению здорового образа жизни, сохранению и укреплению своего здоровья и работодателей по укреплению здоровья работников». М., 2014. С. 11-13)
4.
   Khorkina NA. Motivation of workers to a healthy lifestyle: approaches and results. Person and work. 2013; (11-12): 42-47. Russian (Хоркина Н.А. Мотивация работников к здоровому образу жизни: подходы и результаты //Человек и труд. 2013. № 11-12. С. 42-47)
5.
   Moskalenko A. Management of library stocks (Parliamentary library), the State Duma Committee on health protection. Healthy subject pays for the patient (development of the market of voluntary health insurance in Russia). In: Bibliographic dossier «About the formation of a system of social and economic motivation (financial motivation) of citizens of the Russian Federation on maintaining a healthy lifestyle, preservation and strengthening of their health and employers on strengthening of health of workers». Moscow, 2014. P. 14-17. Russian (Москаленко А. Здоровый платит за больного (развитие рынка добровольного медицинского страхования в России) /Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека), Комитет Государственной Думы по охране здоровья //Библиодосье «О формировании системы социально-экономической мотивации (финансового мотивирования) граждан РФ по ведению здорового образа жизни, сохранению и укреплению своего здоровья и работодателей по укреплению здоровья работников». М., 2014. С. 14-17)
6.
   The Order of the Russian Ministry of Health of 30.09.2015 No. 683n «About the statement of the Order of the organization and implementation of prevention of noninfectious diseases and carrying out the measures for the formation of a healthy lifestyle in medical organizations» (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 24.11.2015 No. 39822).
Consultant Plus. Available at: www.consultant.ru (Date of preservation: 08.12.2015). Russian (Приказ Минздрава России от 30.09.2015 № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2015 № 39822) //Консультант Плюс. URL: www.consultant.ru (Дата сохранения: 08.12.2015)
7.
   Mikhailova SV. Role of the state in shaping healthy lifestyle in young people. International Research Journal. 2015; 7-4(38): 92-94. Russian (Михайлова С.В. Роль государства в формировании у молодежи здорового образа жизни //Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 7-4 (38). С. 92-94)
8.
   Zavarzina EYu, Pugacheva IN. Paths of formation of a healthy lifestyle at the population.
Intern. J. of Experimental Education. 2017; (2): 22-24. Russian (Заварзина Е.Ю., Пугачева И.Н. Пути формирования здорового образа жизни у населения //Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 2. С. 22-24)
9.
   Khazova SA. State of the problem of forming a healthy lifestyle among student’s youth. Concept. 2016; 29: 156-161. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56569.htm Russian (Хазова С.А. Состояние проблемы формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи //Концепт. 2016. Т. 29. С. 156-161. URL: http://e-koncept.ru/2016/56569.htm)
10.
    Busheneva IS. Problems of formation of a healthy lifestyle in school students in the modern Russian conditions. Modern problems of science and education. 2017; (5). Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26880 (accessed 13.11.2018). Russian (Бушенева И.С. Проблемы формирования здорового образа жизни у школьников в современных российских условиях //Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26880 (Дата обращения 13.11.2018)
11.
Dorofeev SB, Babenko AI, Guselnikova NA, Babenko EA. Development of strategic positions of healthcare on formation of a healthy lifestyle in the population. In: Role of primary medical prevention in strengthening of public health : the materials of the II All-Russian scientific and practical conference. Novosibirsk: Sibmedizdat Publ., 2017. P. 35-36. Russian (Дорофеев С.Б., Бабенко А.И., Гусельникова Н.А., Бабенко Е.А. Разработка стратегических позиций здравоохранения по формированию здорового образа жизни у населения //Роль первичной медицинской профилактики в укреплении общественного здоровья: матер. II Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибмедиздат, 2017. С. 35-36)
12.
Dorofeev SB, Babenko AI, Tataurova EA, Babenko EA. Comparative assessment of opinion of the population and patients of the medical organizations about formation of the healthy lifestyle. Bulletin of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health. 2016. (1-1): 64-68. Russian (Дорофеев С.Б., Бабенко А.И., Татаурова Е.А., Бабенко Е.А. Сравнительная оценка мнения населения и пациентов медицинских организаций о формировании здорового образа жизни //Бюл. Национального науч.-исслед. института общественного здоровья им. Н.А. Семашко. 2016. № 1-1. С. 64-68)
13.
Tataurova EA, Dorofeev SB, Babenko EA, Babenko AI, Guselnikova NA. Sociological assessment of activity of the centers of health and territorial policlinics on formation of a healthy lifestyle of the population. In:
Problems of public health and perfecting of the organization of healthcare at the present stage : the materials of the 51st scientific and practical conference with the international participation. Novokuznetsk, 2016. P. 227-229. Russian (Татаурова Е.А., Дорофеев С.Б., Бабенко Е.А., Бабенко А.И., Гусельникова Н.А.Социологическая оценка деятельности центров здоровья и территориальных поликлиник по формированию здорового образа жизни населения //Проблемы общественного здоровья и совершенствование организации здравоохранения на современном этапе: матер/ 51-й науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новокузнецк, 2016. С. 227-229)
14.
Guselnikova NA, Babenko EA, Babenko AI, Dorofeyev SB. The population relation to measures for formation of a healthy lifestyle. In:
Fundamental and applied researches on problems of hygiene, occupational medicine, human ecology: the materials of the 51st scientific and practical conference with the international participation. Novokuznetsk, 2016. P. 39-41. Russian (Гусельникова Н.А., Бабенко Е.А., Бабенко А.И., Дорофеев С.Б. Отношение населения к мерам по формированию здорового образа жизни //Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам гигиены, медицины труда, экологии человека: матер. 51-й науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новокузнецк, 2016. С. 39-41)

Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.