ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА И УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЭКОКРИЗИСНОГО РЕГИОНА

Дубовая А.В., Колесникова Н.А., Гаврилова Л.К., Минеева С.А., Науменко Ю.В.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, г. Донецк, Украина

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА И УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЭКОКРИЗИСНОГО РЕГИОНА

В современных условиях возрастает весомость вклада стресс-индуцированных состояний в заболеваемость и смертность населения, что определяет актуальность оценки показателей психоэмоционального статуса и уровня адаптации подростков, проживающих в условиях экокризисного региона.
Материалы и методы.
В работе проведена оценка показателей психоэмоционального статуса и уровня адаптации 269 подростков (117 девочек и 92 мальчика) в возрасте от 14 до 16 лет, проживающих в условиях экокризисного региона.
Результаты
. У 22,6 % обследованных подростков была выявлена высокая вероятность невротизации, у 37,7 % подростков имела место высокая ситуативная тревожность, у 32,6 % – высокая личностная тревожность, у 23,6 % обследованных диагностирован синдром нервно-психической дезадаптации. Установлена прямая корреляционная зависимость дезадаптации с ситуативной (г = 0,32) и личностной (г = 0,21) тревожностью.
Выводы.
Полученные результаты обуславливают необходимость разработки программы коррекции нарушений психоэмоционального статуса и повышения адаптационных возможностей подростков, проживающих в условиях экокризисного региона.

Ключевые слова: подростки; психоэмоциональный статус; адаптация; экокризисный регион

Dubovaya A.V., Kolesnikova N.A., Gavrilova L.K., Mineeva S.A., Naumenko Yu.V.

M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk, Ukraine

FEATURES OF THE PSYCHOEMOTIONAL STATUS AND LEVEL OF ADAPTATION OF ADOLESCENTS LIVING IN AN ECOCRISIS REGION

In modern conditions, the weight of the contribution of stress-induced states to the morbidity and mortality of the population increases, which determines the relevance of assessing the indicators of psycho-emotional status and the level of adaptation of adolescents living in an ecocrisis region.
Materials and methods.
A scientific research of the indicators of psychoemotional status and the level of adaptation of 269 adolescents (117 girls and 92 boys) aged 14 to 16 years living in an ecocrisis region are described.
Results.
22.6 % of the examined adolescents showed a high probability of neurotization, 37.7 % of adolescents had high situational anxiety, 32.6 % had high personal anxiety, and 23.6 % of the examined were diagnosed with neuropsychiatric disadaptation syndrome.
Conclusions.
The direct correlation dependence of maladaptation with situational (r = 0.32) and personal (r = 0.21) anxiety are established. The results that we have got obtained necessitate the development of a program to correct violations of psychoemotional status and increase the adaptive capabilities of adolescents living in an ecocrisis region.

Key words: adolescents; psychoemotional status; adaptation; ecocrisis region

Корреспонденцию адресовать:

ДУБОВАЯ Анна Валериевна
283003, г. Донецк, пр. Ильича, д. 16,
ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького
E-mail: dubovaya_anna@mail.ru

Сведения об авторах:

ДУБОВАЯ Анна Валериевна
доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой педиатрии № 3, ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького, г. Донецк, Украина
E-mail: dubovaya_anna@mail.ru

КОЛЕСНИКОВА Наталья Андреевна
ассистент, кафедра пропедевтики педиатрии, ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького, г. Донецк, Украина
E-mail: hissashekk@gmail.com

ГАВРИЛОВА Лидия Камильевна
директор, Донецкий медицинский общеобразовательный лицей-предуниверсарий, ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького, г. Донецк, Украина
E-mail: dml_2016@mail.ru

МИНЕЕВА Светлана Анатольевна
практический психолог, Донецкий медицинский общеобразовательный лицей-предуниверсарий, ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького, г. Донецк, Украина
E-mail: dml_2016@mail.ru

НАУМЕНКО Юлия Владимировна
ассистент, кафедра педиатрии № 3, ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького, г. Донецк, Украина
E-mail: udovitchenko1992@mail.ru

Information about authors:

DUBOVAYA Anna Valerievna
doctor of medical sciences, docent, head of the department of pediatrics N 3, M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk,
Ukraine
E-mail: dubovaya_anna@mail.ru

KOLESNIKOVA Natalya Andreevna
assistant, department of pediatric propedeutics, M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk,
Ukraine
E-mail: hissashekk@gmail.com

GAVRILOVA Lidiya Kamilievna
director, Donetsk Medical General Education Lyceum-Pre-University, M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk,
Ukraine
E-mail: dml_2016@mail.ru

MINEEVA Svetlana Anatolyevna
practical psychologist, Donetsk medical general education lyceum-pre-university, M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk,
Ukraine
E-mail: dml_2016@mail.ru

NAUMENKO Yulia Vladimirovna
assistant, department of pediatrics N 3, M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk,
Ukraine
E-mail:
udovitchenko1992@mail.ru

В современных условиях весомость вклада в заболеваемость и смертность населения, который вносят условия проживания в экокризисном регионе, возрастает, что было показано по нарушениям репродуктивной функции, заболеваниям сердечно-сосудистой системы и другим нозологиям [1, 2]. Существует настоятельная необходимость оценить особенности психоэмоционального статуса и уровня адаптации подростков индустриального региона в условиях последствий стресс-индуцированных состояний [3]. Стресс, который, по определению H. Selye (1936), является «органическим, физиологическим, нервно-психическим расстройством, а именно нарушением обмена веществ, вызванным раздражающими факторами», сопровождает человека всю его жизнь [4-6]. Любая нормальная деятельность человека может вызвать значительный стресс, не причинив при этом вреда организму. Более того, умеренный стресс мобилизует защитные силы организма и, как было показано в ряде исследований [7], оказывает тренирующий эффект, переводя организм на новый уровень адаптации. Вредоносным является дистресс, или вредный стресс, по терминологии H. Selye [5]. Состояние психоэмоциональной напряженности, психоэмоционального стресса, фрустрации, аффекта можно отнести к дистрессовым состояниям [6].
Негативным последствием дистрессовых состояний часто становится дисфункция лимбико-ретикулярного комплекса, где локализуются психические и вегетативные центры [8]. Роль вегетативной нервной системы (ВНС) заключается в постоянном регулировании функции органов и систем в соответствии с внутренними и внешними раздражителями [7, 9]. Вегетативная нервная система помогает поддерживать гомеостаз (постоянство внутренней среды организма) путем координации различных функций, таких как секреция гормонов, кровообращение, дыхание, пищеварение и выделение [1]. Нарушения в работе ВНС оказывают колоссальное влияние на работу органов и систем человека, а также его психическое состояние [9-11]. Стресс способен вызвать напряжение компенсаторных механизмов защиты организма с последующей разбалансировкой комплекса «центральная нервная система (ЦНС) – ВНС – периферические органы», приводя к появлению клинических симптомов вегетативной дисфункции (ВД) [4, 10].

При длительном течении ВД и по мере нарастания степени её тяжести усложняется структура психопатологического синдрома [9, 12]. Вышеизложенное определяет актуальность оценки показателей психоэмоционального статуса и уровня адаптации подростков, проживающих в условиях экокризисного региона, что и стало целью настоящей работы.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Обследованы 269 подростков (117 девочек и 92 мальчика) в возрасте от 14 до 16 лет, проживающих в условиях экокризисного региона. Оценку психоэмоционального и вегетативного статуса проводили комплексно с использованием теста Спилбергера-Ханина для оценки ситуативной и личностной тревожности, методики экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х. Хесса. Выявление невротической симптоматики, ее качественный анализ, а также самооценка соматического и психического благополучия проведена у 144 подростков с помощью опросника нервно-психической дезадаптации (ОНПД), разработанного Ленинградским психоневрологическим научно-исследовательским институтом им. В.М. Бехтерева.
Статистическую обработку результатов исследования проводили методами вариационной и альтернативной статистики с использованием лицензионного программного пакета для статистического анализа «MedStat». Для оценки наличия корреляционной зависимости между признаками рассчитывали коэффициент корреляции Пирсона (Ф). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез приняли равным 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Высокая ситуативная тревожность (СТ) выявлена у 90 (37,7 %) учащихся, средняя СТ – у 116 (48,5 %) лицеистов, низкая СТ – у 33 (13,8 %) учащихся. Высокая личностная тревожность (ЛТ) была выявлена у 78 (32,6 %) учащихся, средняя ЛТ – у 130 (54,3 %) лицеистов, низкая ЛТ – у 31 (12,9 %) учащегося (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты оценки ситуативной и личностной тревожности подростков по тесту Спилбергера-Ханина
Picture 1.
The results of assessing adolescents' situational and personal anxiety according to the Spielberger-Khanin test

 


Результаты экспресс-диагностики невроза по методике К. Хекка и Х. Хесса свидетельствовали о высокой вероятности невротизации (24 и более баллов) у 54 (22,6 %) лицеистов (рис. 2).

Рисунок 2. Результаты оценки вероятности невротизации по методике экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х. Хесса
Picture 2.
The results of assessing the likelihood of neurotization according to the method of express diagnostics of neurosis by K. Heck and H. Hess

 


Были выявлены категории учащихся, по которым анализировалось наличие признаков дезадаптации. Выделено следующее дихотомическое разграничение:

-
        учащиеся с низким и умеренным уровнями ситуативной тревожности – учащиеся с высоким уровнем ситуативной тревожности;

-
        учащиеся с низким и умеренным уровнями личностной тревожности – учащиеся с высоким уровнем личностной тревожности.

Синдром нервно-психической дезадаптации (СНПД) был выявлен у 34 (23,6 %) лицеистов. Среди них преобладал депрессивный вариант СНПД – 19 (55,9 %) учащихся. СНПД по астеническому типу обнаружен у 8 (23,5 %) человек, у 7 (20,6 %) лицеистов выявлен СНПД по вегетативному типу.
Симптоматика вегетативного варианта СНПД у учащихся была представлена общей слабостью, утомляемостью, некоторой затрудненностью ассоциативной деятельности и концентрации внимания, чувством рассеянности, расстройствами сна, а также нарушениями вегето-сосудистой регуляции в виде периодически возникающих ощущений сердцебиения, головных болей и головокружения. Не отмечалось снижения настроения, затруднения общения с другими людьми или конфликтного межличностного взаимодействия. Фиксация и утяжеление имеющихся у испытуемых невротических симптомов приводили к выраженной астенизации, появлению видимых нарушений в аффективной сфере, повышенной концентрации внимания на телесных функциях (на работе сердца, пульсе, пищеварении).
При депрессивном варианте СНПД отмечались жалобы на легко возникающую раздражительность, нетерпеливость, эмоциональную лабильность, ощущение внутреннего дискомфорта и неудовлетворенности. Периодически отмечалось желание действовать «созвучно своим эмоциональным порывам». Имело место «переживание обыденных ситуаций как субъективно стрессовых».

Астенический вариант СНПД проявляется общей слабостью, быстрой утомляемостью, чувством внутреннего напряжения, ощущением «неясности головы», поверхностным ночным сном, а также стремлением к одиночеству и уменьшению социальных контактов, но без признаков межличностной конфликтности. Имела место склонность респондентов к пессимизму, при этом собственно депрессивной симптоматики не отмечалось, последнее ограничивалось чувством печали и ощущением неясного душевного дискомфорта.

С целью выявления закономерностей возникновения дезадаптации у учащихся вследствие высокого уровня тревожности выполнен корреляционный анализ между показателем дезадаптации и СТ и ЛТ соответственно (табл. 1, 2).

Таблица 1. Корреляционная зависимость между показателем дезадаптации и ситуативной тревожностью
Table 1. Correlation between the indicator of maladjustment and situational anxiety

 

x

Σ

Психологическое благополучие

Признаки дезадаптации

y

Высокий уровень СТ

15

15

30

Умеренный и низкий уровень тревожности

95

19

114

Σ

110

34

 

Ф = 1425 – 285 / √ 110*34*114*30 = 1140 / 3576,42 = 0,32

 

Таблица 2. Корреляционная зависимость между показателем дезадаптации и личностной тревожностью
Table 2. Correlation between the indicator of maladjustment and personal anxiety

 

Психологическое благополучие

Признаки дезадаптации

Σ

y

Высокий уровень ЛТ

24

15

39

Умеренный и низкий уровень тревожности

86

19

105

Σ

110

34

 

Ф= 1290 – 456 / √ 110*34*105*39 = 834 / 3913,48 = 0,21


Как свидетельствуют результаты корреляционного анализа, ситуативная тревожность находится в прямой корреляционной связи с дезадаптацией (г = 0,32). Сила корреляционной связи слабая. Как представлено в таблице 2, ЛТ характеризует прямая слабая корреляционная связь с дезадаптацией.

Установленные показатели корреляционной связи СТ и ЛТ с коэффициентом дезадаптации могут свидетельствовать о том, что тревожность сама по себе не является фактором риска развития дезадаптации личности, тревожность лишь в комплексе с другими психологическими проявлениями и свойствами личности может усугубить формирование дезадаптированности личности.

ВЫВОДЫ

У 22,6 % подростков, проживающих в условиях экокризисного региона, выявлена высокая вероятность невротизации, у 37,7 % подростков имела место высокая ситуативная тревожность, у 32,6 % – высокая личностная тревожность, у 23,6 % обследованных диагностирован синдром нервно-психической дезадаптации. Установлена прямая корреляционная зависимость дезадаптации с ситуативной (г = 0,32) и личностной (г = 0,21) тревожностью. Полученные результаты обуславливают необходимость разработки программы коррекции нарушений психоэмоционального статуса и повышения адаптационных возможностей подростков, проживающих в условиях экокризисного региона.

Информация о финансировании и конфликте интересов

Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

1.         Stryuk RI, Dlusskaya IG. Adrenoreactivity and cardiovascular system. M.: Mir, 2017. 160 p. Russian (Стрюк Р.И., Длусская И.Г. Адренореактивность и сердечно-сосудистая система. М.: Мир, 2017. 160 c.)
2.         Lastkov DO, Yezheleva MI. Actual issues of pregnant women nutrition in the industrial region (analytical review). Health, Physical Culture and Sports. 2020; 2(18): 34-43. Russian (Ластков Д.О., Ежелева М.И. Актуальные вопросы питания беременных индустриального региона (аналитический обзор) //Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 2(18). С. 34-43)
3.      Dubovaya AV, Krivushchev BI, Naumenko YuV, Konov VG, Kolesnikova NA. Criteria for the choice of medical and rehabilitation actions in stress-induced vegeto-vascular dysfunction in children. Bulletin of urgent and recovery surgery. 2020; 5(2): 79-86. Russian (Дубовая А.В., Кривущев Б.И., Науменко Ю.В., Конов В.Г., Колесникова Н.А. Критерии выбора лечебно-реабилитационных мероприятий при стресс-индуцированной вегето-сосудистой дисфункции у детей //Вестник неотложной и восстановительной хирургии. 2020. Т. 5, № 2. С. 79-86)
4.      Belokon NA, Kuberger MB. Diseases of the heart and blood vessels in children. A guide for doctors in 2 volumes. M.: Medicine, 1987. 918 p. Russian (Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей в 2-х томах. М.: Медицина, 1987. 918 с.)
5.         Vegetative disorders: clinical picture, treatment, diagnosis /ed. prof. Veyn AM. M.: Med Inform Agency, 2003. 752 p. Russian (Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика /под ред. проф. Вейна А.М. М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 752 с.)
6.      Maksimenko YuB. Color symbolism in experimental psychological research: textbook. Donetsk: «Era of Psychology», 2004. 72 p. Russian (Максименко Ю. Б. Цветовая символика в экспериментально-психологических исследованиях: уч. пособие. Донецк: «Эра Психологии», 2004. 72 с.)
7.      Bryazgunov IP, Abalakina MV. Features of the psychological status in psychosomatic functional diseases in children and adolescents. Russian Pediatric J. 2000; 5: 15-16. Russian (Брязгунов И.П., Абалакина М.В. Особенности психологического статуса при психосоматических функциональных заболеваниях у детей и подростков //Российский педиатрический журнал. 2000. № 5. С. 15-16)
8.      Korovina NA, Gavryushova LP, Tvorogova TM. Vegetative dystonia in children: a guide for doctors. M., 2000. 62 p. Russian (Коровина Н.А., Гаврюшова Л.П., Творогова Т.М. Вегетативные дистонии у детей: пособие для врачей. М., 2000. 62 с.)
9.         Okorokov AN. Diagnosis of diseases of internal organs. Volume 7-2. Diagnosis of diseases of the heart and blood vessels: Arterial hypertension. Arterial hypotension. Syncope conditions. Cardiopsychoneurosis. M.: Medical literature, 2016. 404 p. Russian (Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов. Том 7-2. Диагностика болезней сердца и сосудов: Артериальная гипертензия. Артериальная гипотензия. Синкопальные состояния. Нейроциркуляторная дистония. М.: Медицинская литература, 2016. 404 c.)
10.       Diseases of the cardiovascular system. Algorithms for differential diagnosis, treatment, medical and labor expertise. M.: Medicine, 2016. 422 p. Russian (Болезни сердечно-сосудистой системы. Алгоритмы дифференциальной диагностики, лечения, врачебно-трудовой экспертизы. - М.: Медицина, 2016. 422 c.)
11.    Diagnostics and treatment of internal diseases. A guide for doctors. In 3 volumes. Volume 1. Diseases of the cardiovascular system, rheumatic diseases. M.: Medicine, 2016. 560 p. Russian (Диагностика и лечение внутренних болезней. Руководство для врачей. В 3-х томах. Том 1. Болезни сердечно-сосудистой системы, ревматические болезни. М.: Медицина, 2016. 560 c.)
12.    Fomina MV. 28 newest ways to treat vegetative-vascular dystonia. M.: Ripol Classic, 2014. 960 p. Russian (Фомина М.В. 28 новейших способов лечения вегето-сосудистой дистонии. М.: Рипол Классик, 2014. 960 с
.)

Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.